Главная / Госзакупки от А до Я / Электронное актирование

Электронное актирование

216

помощь в госзакупкахЭлектронное актирование в сфере закупок, активно продвигаемое Федеральным Казначейством, из чего-то невозможного становится все более реальным явлением с каждым шагом принятия оптимизационного пакета поправок в Закон №44-ФЗ, который предусматривает обязательность его применения.

При этом функционал электронного актирования уже внедрен в Единой информационной системе (далее – ЕИС) и с 01.01.2021г. любой заказчик может попробовать им воспользоваться.

Вместе с тем, у многих специалистов по закупкам — это нововведение вызывает опасение, как и все новое и неизвестное. Несмотря на то, что сроки обязательного применения электронного актирования неоднократно переносились (крайними датами называли 01.07.2020г., 01.04.2021г.), заказчикам следует готовится уже сейчас.

Более того, уже имеется проект распоряжения правительства, который утверждает перечень федеральных министерств и ведомств, которым как получателям средств из федерального бюджета придется предусматривать в 2021 году в контрактах условие о формировании и подписании документов, подтверждающих возникновение обязательств по оплате, в форме электронного документа.

При этом обязательное электронное актирование распространяется и на подведомственных указанным министерствам и ведомствам получателей бюджетных средств. В некоторых регионах заказчикам настоятельно рекомендуют применять электронное актирование и требуют отчитываться об этом. По сути электронное актирование представляет собой формирование поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и утверждение заказчиком документов о приемке товара, работ или услуг с использованием функционала ЕИС. Таким образом, то, что сейчас делается на бумаге в скором времени перейдет в электронный формат.

Одной из целей введения данного инструмента является повышение степени прозрачности в сфере госзакупок, а именно в части исполнения контракта.

Просто так запросить электронное актирование заказчики не могут, они должны прописать данное условие в контракте и открыть для поставщика возможность формирования электронной документации.

Электронный документ о приемке товаров, работ или услуг призван подтвердить, что данные об исполнении контракта являются  достоверными. Цифровая версия приемки, сформированная в ЕИС и подписанная электронной подписью, имеет ту же юридическую силу, что и бумажный документ (Письмо Казначейства России № 14-00-06/27476, ФНС России № АС-4-15/26126 от 18 декабря 2019 года).

Проект сведений об исполнении контракта формируется автоматически для размещения в реестре контрактов и на основании приемочного документа. Эта мера полностью исключает внесение заказчиками ошибочных сведений, за что предусмотрена административная ответственность по ст.7.31 КоАП РФ. Когда раньше заказчики самостоятельно заполняли документ, они могли допустить ошибки, теперь это исключено.

Электронное актирование пока рекомендовано к использованию, а позднее вступят в силу положения об обязательности данной меры.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЭЛЕКТРОННОГО АКТИРОВАНИЯ Преимущество электронного актирования для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также контрагент) состоит в том, что передача документа о приемке будет фиксироваться в ЕИС, а это значит, что электронный документ о приемке не потеряется в кабинетах, столах, папках сотрудников заказчика (тем самым снижается субъективный фактор и ускоряется процесс приемки). Все это обяжет заказчика отреагировать на представленный документ и произвести приемку в сроки, установленные контрактом. Более того, в перспективе, факт подписания электронного документа о приемке станет автоматическим сигналом к оплате исполненных обязательств и контрагенту не придется ждать, когда бухгалтерия заказчика соблаговолит произвести платеж, это при том, что деньги на оплату имеются. Преимущество электронного актирования для заказчиков состоит в ускорении оформления документа о приемке, поскольку электронное актирование позволяет оперативно исправлять ошибки в документах о приемке, допущенные поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и обмениваться ими, в упрощении формирования отчетности об исполнении контракта в реестре контрактов, поскольку документ о приемке после подписания заказчиком будет автоматически размещаться в реестре контрактов. Это позволит исключить вероятность внесения заказчиками ошибочных сведений об исполнении в реестр контрактов, за что предусмотрена административная ответственность по ст.7.31 КоАП РФ. Недостатком в применении электронного актирования для обеих сторон станет невозможность произвольного оформления документов, приемки задним числом, уклонения от взыскания неустойки с контрагента заказчиком.